Приказом МО СССР № 146 от 1 августа 1957 г. было учреждено три знака за сверхсрочную службу: для сухопутных войск, авиации и военно-морского флота. При этом предусматривался один знак на все время, путем замены подвесок собозначением годов сверхсрочной службы.
Разрабатывался знак художниками Техкома ГИУ МО СССР и изготовлялся на Московском заводе "Победа".
Предыстория знаков за сверхсрочную службу в Вооруженных Силах имеет более чем полуторастолетний путь развития. Впервые поощрение для нижних чинов, оставшихся служить сверх срока, было введено высочайшим указом 15 октября 1826 г. в виде шеврона из золотистого галуна на левый рукав мундира. Привлечение наиболее - опытных военнослужащих, прошедших действительную срочную службу, на должности унтер-офицерского состава благотворно сказывалось на боеспособности армии и флота. В 1871 г. институт сверхсрочнослужащих был закреплен в законодательном порядке. С этого времени их знаки отличия, видоизменяясь по количеству шевронов и окраске, существуют постоянно. К первой мировой войне они нашивались углом вниз на левый рукав от его переднего до локтевого шва. За один год сверхсрочной службы выдавался узкий серебряный шеврон, за два года - широкий серебряный, за четыре года - узкий золотистый и зашесть лет - широкий золотистый.
В Советских Вооруженных Силах этот институт был оформлен Законом об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. Каких-либо внешних отличий первоначально не предусматривалось. Однако уже во второй половине 30-х годов началась проработка подобных отличий. Начавшаяся Великая Отечественная война не дала возможность довести это до конца. С окончанием войны и началом массовой демобилизации из Вооруженных Сил вновь встал вопрос о сохранении кадров младшего командного состава за счет сверхсрочнослужащих. Внешним проявлением этого стал приказ начальника тыла Красной Армии № 129 от 26 ноября 1945 г., по которому сверхсрочникам для ношения на всех формах одежды были введены шевроны, аналогичные применяемым в старой русской армии. Изменилась только градация их. На первом году сверхсрочной службы носился один узкий серебряный, на втором - широкий серебряный, на третьем-узкий золотой, на пятом - широкий золотой и т.д. Почти семь лет спустя приказом ВМ СССР № 26 от 31 марта 1952 г. шеврон был изменен. Он изготовлялся из шелкового галуна золотистого цвета с длиной каждой стороны угла только 50 мм и следующими градациями: один узкий - от года до двух, два узких - от двух до четырех лет, один широкий - от четырех до десяти лет и два широких - от десяти и выше. Просуществовали они пять лет, когда решено было отказаться от шевронов и перейти к нагрудным знакам со съемным обозначением количества лет сверхсрочной службы.
Знаки изначально предназначалить для сверсрочников, сержантов и старшин, но носили их также и прапорщики и мичманы.
Описание знака "За сверхсрочную службу в сухопутных войсках".
Удлиненный пучковый торсион темно-серого цвета, по центру которого размещен дубовый золотистый венок, внутреннее поле которого покрыто голубой эмалью, а верх прикрыт развернутым влево красным флагом, в крыже которого изображены серп и молот. Под эмалью флага сделана штриховая насечка. Центр венка занимает золотистая пятиконечная звезда с гранеными лучами. В нижней части имеются два ушка, куда при помощи переходных колец крепится треугольная подвеска (шильдик) с закругленными углами. На ее обеих сторонах выбиты и покрыты черной краской цифры: "1 и 2", "3 и 4", "5 и 6". Крайние цифры - "25 и 26". Изготавливался из латуни. Размер 38x60 мм. Крепился к одежде при помощи булавки.
Описание знака "За сверхсрочную службу в ВВС".
Рисунок, размер, металл и крепление знака аналогичны знаку "За сверхсрочную службу в сухопутных войсках", но верх покрыт авиационным флагом образца 29 августа 1924 г.
Описание знака "За сверхсрочную службу в ВМФ".
Рисунок, размер, металл и крепление знака аналогичны двум предшествующим, но верх покрыт военно-морским флагом образца 27 мая 1935 г.
Проектные рисунки единого знака для сверхсрочников